"The Phantom of the Opera" 1989

В главных ролях: Роберт Энглунд, Джилл Шоэлен



Вот не хотела я это писать, а пришлось.

Да простят меня те, для кого этот фильм - безусловная гадость, я, может быть, и обошлась бы без рецензии на него, но слишком много важного нужно сказать, дело в том, что это единственный фильм с названием "Призрак Оперы", который у нас показывали более-менее регулярно.

Впрочем, я буду краткой. Полагаю, что сказанного уже достаточно, чтобы люди поняли, насколько сей фильм далек от собственно легенды о Призраке Оперы. Так что цель этой рецензии - иная. Возможно, она странная: не обвинить фильм, а реабилитировать.

Да, я все знаю. Я знаю, что это ужастик. Я даже знаю, что это хороший ужастик, в том смысле, что людям действительно становится не по себе. И я даже знаю, почему. Не только из-за диких вещей, которые создатели фильма сочли необходимым включить в картину ( ну, вы понимаете, о чем я), но и о том, что мы действительно осознаем опасность подсознания, и именно на этом-то страхе и играют создатели картины.

И в этом смысле они правы! Фильм-то, в конечном итоге, хороший!

Но вот как фильм о Призраке он никуда не годится.

Ведь основное содержание легенды о Призраке - это гигантский духовный рост человека, его этическое вознесение. А в этом фильме нам показывают совершенно обратное: психологическое падение главного героя. И это жестокий обман. И он тем более жесток по отношению к нам, что у нас в России исходный сюжет очень мало известен, так что большинству не с чем сравнивать, и люди искренне думают, что "Призрак Оперы" - это ужастик такой, вроде "Кошмара на улице Вязов". Жесток он и по отношению к роману, который такого отношения не заслужил.

Но - пусть Господь и его ангелы судят режиссера фильма Дуайта Литтла, а также сценариста. Я хочу отметить одну неожиданную вещь: зная оригинальный роман, я вижу, что умница Роберт Энглунд вовсе не хотел играть этакого "Фредди Крюгера от музыки"! Он и сам любит эту легенду, и он хотел сыграть Эрика таким, какой он был на самом деле в романе! Впоследствии в одном из своих интервью он говорил, что очень возражал против сценария, а когда ему не удалось настоять на своем, он хотя бы подтекстом, хотя бы намеками старался рассказать правду. В результате получилось нечто очень странное: в формально "злом", падшем персонаже видны порою удивительно светлые, возвышенные ноты, которые настолько выбиваются из общей идеи фильма, что просто ахнешь. Но только на секунду, а потом сценарий и режиссура снова вступают в свои права... И снова думаешь о жестокости, когда дурацкий "замысел" в очередной раз не дал раскрыть простую красоту всей истории.

А еще музыка. Пусть сценарий и режиссура - полная чушь. Пусть эксплуатирован гротескный типаж Энглунда. Но музыка, но песня 'Don Juan Triumphant' - 'Your eyes see but my shadow...' - эта песня верна! Да, фильм является полным издевательством над сюжетом, но песня эта напоминает нам о том, кто такой Призрак Оперы на самом деле.


Назад