Joe Gillis

Призрак of the opera (триптих)



 

(1)

Действующие лица:

Фантом
Кристина
Рауль

(примечания по постановке: Во время действия все три персонажа сидят вокруг круглого стола. Кристина и Рауль - в пол-оборота к зрителям (спиной к столу), Фантом - лицом к зрителям и к столу. На столе лежат три стопки рукописных нот, каждая из стопок находится вблизи одного из персонажей. Фантом во время действия молчит, говорит только его голос. О том, что это реплики Фантома, можно догадаться только по его жестикуляции. Персонажи все время смотрят в одну и ту же сторону, не оглядываясь друг на друга, даже Фантом смотрит в одну точку перед собой, как бы не замечая двух остальных персонажей)

Фантом.
Когда замолкнет песня темноты
И все замолкнет,
Все сразу вспомнят...
Но в жизнь уже не спустятся мечты.

Кристина.
Я помню этот голос в тишине
Он пел мне песню
Мы пели вместе.
Куда пропало все. Скажи же мне!

Рауль.
Я люблю тебя, Кристина. Больше, чем ты сама можешь себе это представить. Как я мог допустить, чтобы ты ушла к какому-то уродцу, который покорил тебя не поступками, не делами, а голосом. Каким-то голосом! Он преступник, ты и сама, наверно, догадываешься об этом. Кристина, опомнись!

Фантом.
И наша лодка уплывала вниз
И тьма светила
И были силы
Прожить еще одну такую жизнь.

Кристина.
Рауль так ничего не смог понять.
Как я могла влюбиться в эту маску
Как я могла поверить в эту сказку
В которой не дано, увы, сыграть.
Но победитель тот, кто не сошел
С дистанции от горя пораженья
Кто выиграл безмолвное сраженье
И не сорвал с лица свою печать.

Фантом.
Скажи, Кристина, в чем неправ я был?
В чем я ошибся
Когда влюбился
И лишь тебе свой голос подарил?

Рауль.
Я подсматривал за вами, но так ничего и не увидел. Он хитро шифровался, этот бестия. Правду Перс говорил, этот малый знает Оперу как свои пять пальцев. Или сколько у него там? Впрочем, говорят, что он только на лицо уродлив.

Фантом.
И торжествует снова Дон Жуан
А я - сижу во мраке.
И лай собаки -
Единственный мой спутник здесь и там.

Рауль.
Его жизнь, в общем-то была бессмысленной. Ума не приложу, что Кристина смогла в нем найти. Любимая! Ответь мне. Что ты обнаружила в этом уродливом неудачнике? Он и оперу-то толком нормальную написать не смог. Так, безделицу какую-то. (сбрасывает свою стопку нот на пол)

Кристина.
Я не смогла его оценить. И в результате мы разошлись. Он остался где-то по ту сторону зеркала, вместе со своим произведением. Я - по эту сторону с моим милым Раулем. А то, что я перестала быть ангелом... Что же, пора всегда спускаться с небес на землю. (сбрасывает свою стопку нот на пол).

Фантом.
А я остался в этой темноте
Борясь с дремотой
И даже ноты
Уже не украшают сердце мне.
(падает на стол, пряча лицо в своей стопке нот)
(занавес)

(2)

(На заднем плане оркестр играет нечто быстрое, но однообразное. По тематике - это "Notes", по сути - "Different Trains" Райха. На заднем плане ходит Фантом. При звуках слов он замирает. На сцене сталкиваются Ришар и Мушармен)

Ришар:(держит в руках письмо) Опять эти письма, подписанные красными чернилами. Да сколько можно терпеть эти выходки?

Мушармен: Опять подписано "O.G."?

Ришар: Вот именно. Сначала я тоже думал, что это шутка. Но если бы это была шутка, то она не тянулась бы так долго. Похоже на какого-то безумца. Подумать только, он требует 20000 франков.

Мушармен: Какой подлец. И еще прикрывается тем, что он якобы призрак.

Ришар: А о нем уже говорит вся опера.

Мушармен: Совсем уж вся?

Ришар: Ну по крайней мере все танцовщицы только о нем и говорят.

Мушармен: У них в голове вечно одни призраки. И мечты о богатом дядюшке, который приютит их под свое золотое крылышко. Надеюсь, Вы-то, коллега, не верите в призрака?

Ришар: Как Вы можете обо мне такое подумать? Конечно же нет.

(входит Мадам Жири)

Мадам Жири: Вам письмо.

Мушармен: Спорю на 10 франков, это очередной счет.

Ришар: (просматривая содержимое письма) Почти угадано. Это напоминание заплатить. И опять красными чернилами.

Мушармен: Я говорю, давно пора вызывать полицию. Он же ненормальный.

Мадам Жири: Не надо так говорить о Призраке Оперы.

Мушармен: Мадам Жири, а Вы видели его хотя бы раз?

Мадам Жири: Нет, но я много раз слышала его голос. его чудесный, завораживающий голос.

Ришар: Час от часу не легче. Он еще и гипнотизер.

Мушармен: Значит Вы его ни разу не видели?

Мадам Жири: Нет.

Мушармен: Судя по всему Вас жестоко обманули. Никакого Призрака Оперы не существует.

(музыка прерывается, все персонажи кроме Фантома, застывают. Фантом же, напротив, оживает)

Фантом: Что??? Как это я не могу существовать? Вот он я, вы можете меня потрогать, вглянуть мне в лицо. Снять маску, в конце концов... (плача) Маску... Только из-за нее я не могу показаться на свет. Потому что под маской... (Фантом замирает, остальные оживают, музыка снова начинает играть)

Мадам Жири: И Вы думаете, что я поверю Вам?

Мушармен: Мадам, во что Вы поверите больше: в продавца апельсинов, который на рыночной площади продал Вам килограмм яблок вместо двух килограммов, за которые Вы заплатили, или в яблочного призрака, который чудесным образом уменьшил количество яблок у Вас в корзине?

Мадам Жири: (задумавшись) Ну в нечестного продавца, конечно же.

Мушармен: И после этого Вы верите, что в опере существует призрак, а не авантюрист, который пудрит всем мозги?

Мадам Жири: Я даже и не знаю, что думать.

(входит Жозеф Буке)

Буке: Я снова его видел. Этого человека с головой мертвеца.

Ришар: Это призрак?

Буке: Не знаю, что это, но зрелище малоприятное.

Мушармен: (к Ришару) Вот именно, что не призрак. Сдается мне, что не существует этого призрака.

Буке: Я даже подозреваю, что это так называемый призрак и не призрак вовсе, а авантюрист, а то и целая группа авантюристов.

(вбегают Сорелли и Мег Жири)

Сорелли и Мег: (перебивая друг друга) Снова, снова этот голос! Он здесь, он призрак оперы.

Ришар: Опять все по-новой.

Мушармен: Вы уверены, что он существует?

Сорелли: (озадаченно) А разве может быть иначе?

Мег: Он действительно есть.

Мушармен: Вы его видели?

Сорелли: Нет, мы его не видели, мы его слышали.

Мег: Мы ЕГО слышали???

Сорелли: Мы ЕГО видели???

Сорелли и Мег: (вместе) Мы не знаем.

Мушармен: Призрака Оперы не существует. Правда, коллега?

Ришар: (соглашаясь) Призрака Оперы не существует. Давайте, повторяйте за нами. Уверен, всем нам станет легче.

Все хором: Призрака Оперы не существует. Призрака оперы не существует. Призрака Оперы...

Фантом: Стоп!

(Все замирает. Фантом начитнает ходить вокруг застывших фигур, глядя на них.)

Фантом: Стоп! Да как вы можете говорить, что меня не существует? С таким же успехом я могу сказать, что не существует вас самих. Да, я не ангел, я не дьявол. Я всего лишь... Всего лишь...

Голос Кристины: Бедный, несчастный Эрик...

Фантом: Я всего лишь ангел музыки, учитель для ищущих, свет для потерявшихся в темном тоннеле. Почему же меня не существует? Неужели никто не верит, что я есть? Вам-то, конечно, гораздо проще будет, если Призрака Оперы не будет. Сколько проблем разом решается: пятую ложу освобождать не надо, деньги в конвертах непонятно кому носить не надо. Пугаться никто не будет при моем виде и звуках моего голоса. Они не верят. Они и правда все не верят. Они все не верят! Неужели никто не верит? Хотя бы чуть-чуть?

(Фантом ходит вокруг людей, повторяя последние три фразы несколько раз, бубня их под нос. С другой стороны сцены появляется маленькая девочка и двигается симметрично Фантому. В конце концов они оба приходят к середине сцены)

Девочка: Я тебе верю.

Фантом: Кто ты, дитя, поверившее призраку?

Девочка: Я - маленькая Лотта. Я верю тебе.

Фантом: Но почему они не верят, а ты - веришь?

Девочка: Потому что я тоже не существую.

(немая сцена, занавес).

(3)

Действующие лица:
Актер, играющий Фантома (далее по тексту - Фантом)
Актриса, играющая Кристину (далее по тексту - Кристина)

На сцене за органом (орган стоит клавиатурой в зал, соответственно играть на нем можно, только сев спиной к залу) лицом а зал сидит Фантом. Лицо прикрыто маской. На нем написана только грусть и усталость. В руках - ноты, но он смотрит не на них, а куда-то в зал. Звучат первые аккорды Music of the night (Примечание: Звуковое оформление - негромкое, как будто издалека. Музыка - только инструментал). Фантом смотрит на ноты, ставит их на пюпитр, смотрит на руки, взмахивает ими, как будто собираясь дирижировать, но медленно опускает. Разворачивается к органу, снова взмахивает руками. За мгновение до того, как он опускает руки на орган, раздаются первые аккорды "Phantom of the opera". Фантом в ужасе отдергивает руки от органа и поворачивается к нотам. Берет их в руки. Музыка снова сменяется на "Music of the night". Когда приходит время кульминации (по тексту мелодии - "Close your eyes" и т.д.) на сцене появляется Кристина. Она одета во все белое. На голове - лавровый венок. Фантом откладывает ноты и широко открытыми глазами смотрит на Кристину, которая танцует под музыку. К концу кульминации (start to soar) Кристина подходит к сидящему Фантому. Музыка прекращается и на 5-10 секунд все замирает. Кристина протягивает Фантому маленькое зеркало. Тот боязливо берет его и не сразу, с большой опаской смотрит в него. Как только он видит в зеркале свое отражение, снова раздаются аккорды "Phantom of the opera". Фантом резко переворачивает зеркало. Музыка не прекращается. Он хватает ноты и помещает зеркало между ними. Потом встает и берет Кристину за руку. Она с удивлением смотрит на него, поднимает вторую руку, как будто хочет отстранить, но как будто одумывается и опускает руку. Они смотрят друг на друга, потом вместе делают два шага к авансцене. После окончания куплета музыка замолкает. Сразу услышав это, Фантом бросается к нотам, раздаются первые аккорды "Music of the night". Фантом хватает ноты. Из нот выпадает зеркало и, упав на пол, разбивается. Музыка обрывается. Фантом смотрит на ноты, на осколки зеркала, на Кристину. Потом он резко поворачивается к органу и срывает маску, садится за орган и берет несколько какофоничных аккордов, все в большем и большем исступлении ударяя по клавишам. Кристина уходит по авансцене за кулисы, глядя куда-то вдаль. Фантом, как будто устав, бьет все реже и реже и, наконец, с плачем падает на клавиатуру органа. Потом встает и разворачивается лицом к зрителям. На его лице снова маска. Он подходит к осколкам разбитого зеркала и к брошенной им маске. Смотрит как будто в глаза маске, потом отбрасывает ее в сторону, садится за орган в том же положении, что и сидел вначале.

(занавес)



Назад

Назад

На заглавную страницу

На заглавную страницу