Парижская Опера



Париж... Самый романтичный город мира, город трех мушкетеров и Сирано де Бержерака, город Людовиков и Бонапартов, город Квазимодо и Гавроша...

Многое может быть сказано о Париже, и, безусловно, этот город можно по праву назвать одной из "колыбелей мирового искусства". Живопись и архитектура, музыка и театр - всего этого в Париже предостаточно. Лувр и прочие художественные музеи, Собор Парижской Богоматери, многочисленные театры...

В середине прошлого века император Наполеон III, напуганный покушением на свою особу в существовавшем тогда оперном театре, повелел построить новый театр - такой, где его величество смогло бы чувствовать себя "как дома". Все, что происходило тогда по повелению императора, делалось с размахом, так что будущий оперный театр должен был стать чем-то монументальным.

Тогдашний префект Парижа, барон Хауссманн, гений градостроительства и в то же время гений разрушения, безжалостно перекраивал многовековой город. Сносились целые кварталы, на их месте разбивались бульвары, возникали новые площади, новые проспекты. Огромный пустырь на месте уничтоженного квартала недалеко от Сены отвели под будущий театр.


Шарль Гарнье

Шарль Гарнье




Один из планов Оперы

Один из планов Гарнье



Опера в лесах

Вид Оперы "в разрезе" во время постройки



Парижская Опера 100 лет тому назад

Такой была Парижская Опера сто лет тому назад...



Парижская Опера сейчас

...а вот такая она сейчас - как видим, ничего не изменилось, только машины сменили экипажи и верховых лошадей.

Рождение Оперы

Был объявлен публичный конкурс на лучший проект. Победителем оказался сравнительно неизвестный до того архитектор Шарль Гарнье, тридцати пяти лет, лауреат престижной премии в области архитектуры Гран-При-де Ром и выходец из тех самых трущоб, которые так весело сносил Хауссманн.

Постройка Оперы заняла пятнадцать лет. Впрочем, Гарнье давно уже снискал себе репутацию "романтика" - правда, в архитектурном стиле. Кто, кроме неисправимого романтика, способен потратить 15 лет жизни на постройку оперного театра?

Эти пятнадцать лет видели и франко-прусскую войну, когда артиллерийские снаряды чудом не разрушили почти готовое здание, и Парижскую Коммуну, когда отступавшие коммунары ее почему-то пощадили. Видели они и республиканское правительство, возглавившее Францию после бесславного конца царствования Наполеона III - бедствие, возможно, и похуже для начатого в эпоху империи театра, чем любые войны, если бы не фантастическая настойчивость Гарнье, который, когда речь шла о его любимом детище, был абсолютно неразборчив в средствах.

Постройка Оперы столкнулась не только с военными, политическими и бюрократическими трудностями. Немало было и трудностей технических. И первая - едва ли не самая сложная - возникла от того, что здание, по легкомыслию ли Хауссманна, или еще по какой причине, должны были возводить на влажной, пропитанной водой, песчаной почве набережных Сены. Примерно то же самое, что строить здание на губке! Хуже того - когда рыли котлован, выяснилось, что непосредственно под будущим театром протекает один из подземных притоков Сены!

Чтобы театр был устойчив, пришлось вырыть огромные подвалы. Верхние этажи этих подвалов до сих пор используются под складские и служебные помещения. Вся подземная часть здания была заключена в двойную бетонную оболочку, чтобы исключить протекание. А подземную реку, которая грозила вообще погубить все строительство, запрудили, устроив на самом нижнем, пятом уровне подвалов, подземное озеро. Воду из этого озера раньше использовали в гидравлических машинах для обслуживания декораций. Теперь этого не делают, появились более современных технологии, и озеро служит теперь резервуаром для воды на случай пожара. Раз в несколько лет его осушивают, проверяют состояние бетонных стенок и дна, и река снова начинает заполнять подземный резервуар.

И вот, наконец, 15 января 1875 года "Гранд-Опера" распахнул свои двери. Между прочим, Шарля Гарнье забыли пригласить на открытие - ему пришлось покупать билет. Любопытный факт, который впоследствии нашел неожиданное отражение в романе Гастона Леру...


Дворец Гарнье

Это здание и по нынешним масштабам огромно. "Гранд-Опера" - до сих пор крупнейший оперный театр мира по занимаемой площади (почти 3 акра) и один из крупнейших в мире по вместимости зрительного зала (2 156 человек, меньше, чем, скажем, Ла Скала, но все же очень много). Кроме того, здание планировалось не просто как оперный театр, а как новое помещение Королевской Академии Музыки (ныне Национальная Академия Музыки) и как вообще центр светской и художественной жизни.

Семнадцатиэтажный левиафан требовал новых технологий строительства. Гарнье первым во Франции применил стальные несущие конструкции, способные выдержать чудовищный вес здания. Все здание было буквально набито самыми передовыми по тем временам методами и технологиями.

Ну, а кроме того, оно еще и роскошно. Множество сортов мрамора и камня, позолота, фрески... "Гранд-Опера" - один из крупнейших памятников архитектурного искусства Франции. Так что, когда речь идет именно о здании, крупнейший оперный театр Парижа называют "Пале Гарнье" - "Дворец Гарнье".

Сам Гарнье, не видя нужды в скромности, расписался на потолке Ротонды - одного из самых прекрасных помещений театра:


"Должно быть, впервые в истории архитектор решился написать свое имя на монументе, который он построил - я имею в виду общественные здания. Вообще-то я не знаю причин для подобной скромности... Я отвечаю за Оперу, хороша она или плоха, и я расписываюсь за нее - как расписался бы за любое действие, которое я совершил в своей жизни - не из самолюбия, а в знак верности."



Экскурсия по Парижской Опере
Экскурсия по Парижской Опере

Приглашаем Вас на "виртуальную экскурсию" по этому замечательному памятнику архитектуры.

Предупреждение: загрузка странички займет некоторое время, так как там много красочной графики, чтобы Вы могли по-настоящему насладиться красотой Оперы.



Табличка с адресом на углу здания Оперы

На углу Оперы...



Подземное озеро в подвалах Оперы

Подвалы Оперы. Подземное озеро

Парижская Опера быстро стала как раз именно таким центром культурной и светской жизни Парижа, какой и планировал Гарнье. Здесь разместилась Национальная Академия Музыки (она и сейчас там находится), а также Национальная библиотека Франции (забавный момент: находится она в Rotonde de l'Empereur - помещении, изначально предназначенном для личного пользования императора Наполеона III.) Здесь проходили оперные спектакли, разные праздники и другие события. Большая Лестница, фойе и Ротонда были местом традиционных променадов и встреч парижской знати и зажиточных людей, так же, собственно, как и ложи театра.


Дворец контрастов

Художественный уровень спектаклей был неровным. С одной стороны, Гранд-Опера была крупнейшим оперным театром тех времен, и все заметные оперы ставились именно здесь. С другой стороны, поскольку богатые зрители ходили в Оперу зачастую не столько ради музыки и пения, сколько "себя показать", а то и приударить за красивыми актрисами, исполнительский уровень зачастую оставлял желать лучшего.

А за роскошным фасадом таилась куда более скромная изнанка...

В Гранд-Опера работали более полутора тысяч людей. Конечно, рабочие помещения театра и сравнить нельзя с роскошными публичными - скромные гримерки, репетиционные залы и темные коридоры... Вы не забыли, что в Опере 17 этажей, а для публики открыты всего три? Контраст был очевиден для любого, кто хоть раз побывал и там и там.

Но было и еще кое-что. Помните об огромных подвалах, вырытых во влажной, песчаной почве Парижа? О подземельях, заключенных в двойную бетонную оболочку? О подземной реке, медленно, неустанно заполняющей огромное озеро?

Темные, гулкие, холодные подвалы - такая же неотъемлемая часть Оперы, как и ее роскошные публичные помещения. Как и все великолепное, наверное, Гранд-Опера была на деле зданием контрастов, и контрастов поразительных. Вспомните: ценой существования роскошного здания стало существование мрачных подвалов и подземного озера...

Кого-то очаровывает роскошь; кого-то завораживают контрасты. Вот так однажды Парижская Опера заворожила одного писателя-журналиста, которого звали Гастон Леру.



На заглавную страницу

На заглавную страницу

Рассказ продолжается

Рассказ продолжается




Графика любезно предоставлена FdeLO (Франция) и Дотти Банч(США)

Источники информации: George Perry, 'The Complete Phantom of the Opera'; Opera National de Paris, the advertisement flyer