The Phantom of the Opera, 1983

В главных ролях: Максимилиан Шелл, Джейн Сеймур, Майкл Йорк




Леру забыли. Даже в титрах не упомянули. Действие перенесено в Венгрию (почему - вряд ли знают даже создатели фильма). У великого дирижера Шандора Корвина все хорошо в жизни, вот только жене, Елене, хочется славы в качестве оперной певицы. Она дебютирует в роли Маргариты... и получает самые уничижительные отзывы критиков, потому что, грубо говоря, не ответила на авансы крупного финансиста и поклонника оперы. Расстроенная дива-дебютантка, дама очень нервного склада, кончает жизнь самоубийством (а мужу каково?).

Дальше, я думаю, вы уже догадались. Шандор решает отомстить злобному финансисту, но получает порцию кислоты в лицо и скрывается под театром. Через некоторое время в театре появляется юная певица, очень похожая на несчастную Елену, чем и привлекает внимание Шандора (и вышеупомянутого финансиста тоже).

Вообще мотив сходства героинь очень популярен в различных переложениях классической истории (мы еще будем говорить о нем в разделе литературных интерпретаций). Должно быть, кажется, что он легко и убедительно объясняет внезапную и трагическую страсть очередного воплощения классического персонажа. В нескольких интерпретациях Кристина очень похожа на мать Эрика, а в этой вот отсебятине Мария Жианелли напоминает Елену. И думайте что хотите.

Елену и Марию играет Джейн Сеймур. Я не смотрела "Доктор Куин, женщина-врач", я вообще не смотрю сериалы, но, в принципе, хоть какая-то актриса, принимавшая участие в этой истории, у нас имеет положительную известность.

В общем, с появлением Марии Жианелли и начинается форменный кошмар. Формально этот кошмар очень напоминает книгу Леру, вплоть до почти буквального цитирования слов персонажей, но почему-то вышло так, что речь в фильме, мягко говоря, не о том. То ли Шандор вообще забыл, что такое любить кого-то, то ли просто решил, что "положение обязывает". Он форменным образом издевается над похищенной Марией, какие там роскошные апартаменты, какие там преклонение и забота, какая там возможность пойти погулять по Опере - что вы! Бывший дирижер держит девушку взаперти и использует все известные ему методы давления на психику. Причем совершенно непонятно, зачем, если он в общем-то не любит Марию, а всего лишь хочет "восстановить справедливость" - Мария-то в чем виновата? Похоже, авторы фильма просто хотели создать гнетущее впечатление у зрителей и как следует надавить им на психику и, как всегда, забыли про логическое и сюжетное обоснование.

По рецензиям, в фильме присутствуют моменты секса и насилия, направленные все на то же - потрясти закаленную психику современного зрителя. Чего стоит одно упоминание о том, что Шандор хранил у себя тело Елены (несколько лет!) и намеревался подбросить его куда-то на видное место, чтобы все решили, что Мария утонула, и перестали ее искать.

Кончается все это, разумеется, тем, что Марию освобождает ее возлюбленный, а разгневанный Шандор занимает место на падающей люстре и успешно (т.е. драматически) гибнет.


По материалам рецензии Phorumghost (США)

Назад