Мюзикл - это серьезно



Этому жанру у нас в стране как-то не очень повезло. Официального признания, как отдельный жанр, мюзикл не получил и много лет считался какой-то очередной "отрыжкой загнивающего Запада". При всем этом в московском Театре Оперетты с успехом шли классические бродвейские мюзиклы "Моя Прекрасная Леди" и "Хелло, Долли!", огромное количество любимых народом фильмов вроде "Обыкновенного чуда" тоже представляло собой примеры того же жанра, а рок-оперы Алексея Рыбникова "Звезда и Смерть Хоакина Мурьеты" и "Юнона" и "Авось" и вовсе были элитными спектаклями.

Сразу оговоримся: мюзикл - не оперетта. Так же как и не опера и не драматический спектакль с музыкой. Это синтетический жанр, который может включать в себя элементы и того, и другого, и третьего, а также балета, симфонической и рок-музыки и что вам только в голову придет. Он может принять облик рок-оперы, музыкального спектакля или фильма, или существовать в классических оперных традициях.

Огромная свобода выразительных средств влечет за собой огромное разнообразие тематики. Мюзиклы могут быть забавными комедиями, слезливыми мелодрамами, эпатажными рок-операми, социальными драмами, ужастиками или трагедиями. Общим является только одно: преобладание музыки как художественного средства и сочетание ее с ярким, запоминающимся драматизмом. В мюзикле, в отличие от оперы, певцу мало просто хорошо спеть партию - нужно и выглядеть, как персонаж (так что стапятидесятикилограммовый тенор в роли юного героя не пойдет), и обладать соответствующей пластикой, и, в конце концов, просто играть! А вокальные требования при этом порой ничуть не ниже, чем в опере.

Какое-то время тому назад к нам в Москву привозили на гастроли бродвейские классические спектакли, но, разумеется, вследствие то ли никакой рекламы, то ли еще чего, сильного резонанса это не произвело. К тому же пели по-английски...

В настоящее время в Театре-Кабаре "Летучая Мышь" идет спектакль-ревю "Великая Иллюзия" - отрывки из классических мюзиклов. По-видимому, спектакль представляет собой попытку представить историю жанра. К сожалению, поскольку жанр у нас практически неизвестен, его история не слишком-то отпечатывается в голове у зрителя, оставляя в памяти какой-то странный "салат" из несвязанных между собой музыкально- драматических номеров. Хорошо любителям мюзиклов - они хоть в каждом случае знают (или хоть представляют), о чем речь. А каково тем, кто вообще с жанром не знаком? Тем не менее, спасибо авторам спектакля за попытку по-доброму представить жанр мюзикла нашему зрителю. (подробную рецензию на спектакль читайте на странице Русского Мюзиклового Вебринга, а рецензию на отрывки из "Призрака Оперы" - на этом сайте, в разделе "Легенда продолжается").

Еще один пример попытки показать, что и мы "не лыком шиты" - постановка "Иисус Христос - Суперзвезда" в Театре Моссовета, которая с успехом идет уже десять лет. Ну, идет-то она, конечно, идет, но мне было не слишком-то хорошо, когда я ее посмотрела. Стильный эпатаж - это хорошо, профанация - плохо. К тому же там хорошая музыка, которую надо уметь исполнять, а петь во всем спектакле умеют только Магдалина и Ирод.

А ведь только Уэббер написал около пятнадцати великолепных мюзиклов! А еще во всем мире гремели и продолжают греметь "Отверженные", "Мисс Сайгон", "Шахматы", "Красавица и Чудовище", "Звездная Болезнь", "Рент", "Бал Вампиров" и другие. А наши актеры вроде бы и петь, и играть, и танцевать умеют весьма неплохо.

Ну когда же наконец у нас появится приличная культура мюзиклов????


Назад

Назад

На заглавную страницу

На заглавную страницу