Мюзикл - это серьезно
|
Этому жанру у нас в стране как-то не очень повезло.
Официального признания, как отдельный жанр, мюзикл не
получил и много лет считался какой-то очередной "отрыжкой
загнивающего Запада". При всем этом в московском Театре Оперетты
с успехом шли классические бродвейские мюзиклы "Моя Прекрасная Леди"
и "Хелло, Долли!", огромное количество любимых народом фильмов
вроде "Обыкновенного чуда" тоже представляло собой примеры
того же жанра, а рок-оперы Алексея Рыбникова "Звезда и Смерть Хоакина
Мурьеты" и "Юнона" и "Авось" и вовсе были элитными спектаклями.
Сразу оговоримся: мюзикл - не оперетта. Так же как и не опера и
не драматический спектакль с музыкой. Это синтетический жанр, который
может включать в себя элементы и того, и другого, и третьего,
а также балета, симфонической и рок-музыки и что вам только в голову
придет. Он может принять облик рок-оперы, музыкального
спектакля или фильма, или существовать
в классических оперных традициях.
Огромная свобода выразительных средств влечет за собой
огромное разнообразие тематики. Мюзиклы могут быть забавными
комедиями, слезливыми мелодрамами, эпатажными рок-операми,
социальными драмами, ужастиками или трагедиями. Общим является
только одно: преобладание музыки как художественного средства и
сочетание ее с ярким, запоминающимся драматизмом. В мюзикле,
в отличие от оперы, певцу мало просто хорошо спеть партию -
нужно и выглядеть, как персонаж (так что стапятидесятикилограммовый
тенор в роли юного героя не пойдет), и обладать соответствующей
пластикой, и, в конце концов, просто играть! А вокальные требования
при этом порой ничуть не ниже, чем в опере.
Какое-то время тому назад к нам в Москву привозили на гастроли
бродвейские классические спектакли, но, разумеется, вследствие
то ли никакой рекламы, то ли еще чего, сильного резонанса это
не произвело. К тому же пели по-английски...
В настоящее время в Театре-Кабаре "Летучая Мышь" идет
спектакль-ревю "Великая Иллюзия" - отрывки из классических мюзиклов.
По-видимому, спектакль представляет
собой попытку представить историю жанра. К сожалению, поскольку
жанр у нас практически неизвестен, его история не слишком-то
отпечатывается в голове у зрителя, оставляя в памяти
какой-то странный "салат" из несвязанных между собой музыкально-
драматических номеров. Хорошо любителям мюзиклов - они хоть
в каждом случае знают (или хоть представляют), о чем речь.
А каково тем, кто вообще с жанром не знаком? Тем не менее,
спасибо авторам спектакля за попытку по-доброму представить
жанр мюзикла нашему зрителю.
(подробную рецензию на спектакль читайте на странице Русского Мюзиклового Вебринга,
а рецензию на отрывки из "Призрака Оперы"
- на этом сайте, в разделе "Легенда продолжается").
Еще один пример попытки показать, что и мы "не лыком шиты" -
постановка "Иисус Христос - Суперзвезда" в Театре Моссовета,
которая с успехом идет уже десять лет. Ну, идет-то она, конечно,
идет, но мне было не слишком-то хорошо, когда я ее посмотрела.
Стильный эпатаж - это хорошо, профанация - плохо. К тому же
там хорошая музыка, которую надо уметь исполнять, а петь во
всем спектакле умеют только Магдалина и Ирод.
А ведь только Уэббер написал около пятнадцати великолепных
мюзиклов! А еще во всем мире гремели и продолжают греметь
"Отверженные", "Мисс Сайгон", "Шахматы",
"Красавица и Чудовище", "Звездная Болезнь", "Рент", "Бал Вампиров"
и другие. А наши актеры вроде бы и петь, и играть, и танцевать
умеют весьма неплохо.
Ну когда же наконец у нас появится приличная культура мюзиклов????
|
|
|