Мюзикл Э.Л.Уэббера



Однажды известному продюсеру Камерону Макинтошу позвонил его старый партнер по бизнесу, композитор Эндрю Ллойд Уэббер. "Если я скажу тебе "Призрак Оперы", то что ты скажешь?" - спросил он. - "Я скажу, что это хорошая идея!" - ответил Макинтош, который в это время расслаблялся в горячей ванне. Вот так началась история популярнейшего шоу нашего времени.



Эндрю Ллойд Уэббер



Что такое "мюзикл"?



Логотип мюзикла Э.Л.Уэббера "Призрак Оперы", украшающий все CD-диски с его записями



Сара Брайтман



Хэл Принс (режиссер-постановщик)



Чарльз Харт (автор текста)


Читайте либретто на английском языке


И мой перевод либретто на русский язык


Майкл Кроуфорд.
Photo by Genevieve Rafter-Keddy (USA)


Майкл Кроуфорд - сам по себе легенда.

Он стал мегазвездой благодаря театру, а не кинематографу; мультимиллионер, он по-прежнему выступает с концертами, а также занимается благотворительной деятельностью.

Сайт, посвященный этому удивительному человеку



Майкл Кроуфорд в роли Призрака



Читайте подробный рассказ о спектакле



Кристина и Рауль (Стив Бартон)



Читайте рецензию на премьеру из лондонской газеты Daily Mail



На озере, при свечах...



"Музыка Ночи"



Записи мюзикла



Люстра в спектакле не совсем такая, как в Парижской Опере...



А вот лестница почти совсем такая же! И снова Призрак в костюме Красной Смерти приходит на маскарад.



Скульптура, украшающая просцениум.



Лос-Анджелес. Майкл Кроуфорд и Дэйл Кристиен



"Раздели любовь и жизнь со мною,
помоги прогнать мою тоску,
и позволь мне быть с тобою рядом -
просто быть с тобой, пока дышу!.."

Эндрю Ллойд Уэббер

Вряд ли английский композитор Эндрю Ллойд Уэббер нуждается в представлении. Он отлично известен в нашей стране своим рок-мюзиклом "Иисус Христос - Суперзвезда". Но рассказать о нем следует - ведь, на самом деле, кроме "Джизуса", большинство людей в нашей стране о нем ничего не знает! Я даже видела однажды в одной газетной статье упоминание о том, что Уэббера пригласили писать музыку к мюзиклу "Кошки". Господа, это смешно - Уэббера никто не "приглашает" выполнять какую-либо работу, он человек существенно большего масштаба.

Ему немногим более пятидесяти. Он - самый популярный ныне композитор в мире. Он - автор более десятка мюзиклов, с успехом идущих в Вест-Энде (Лондон), на Бродвее и по всему миру, а также "Реквиема" и инструментальных "Вариаций" для виолончели, написанных для брата, виолончелиста Джулиана Уэббера. Его мюзикл "Кошки" не сходит со сцен уже более семнадцати лет. Он - один из мультимиллиардеров мира. И, наконец, он - автор самого популярного на сегодняшний день мюзикла в мире, о чем, собственно, и пойдет разговор.

Замысел

Все началось с того, что юной актрисе Саре Брайтман предложили роль Кристины в малоизвестном и малоудачном мюзикле Кена Хилла. Брайтман была тогда занята в других спектаклях, так что в мюзикле Хилла она играть не стала. Но об этом предложении узнал ее будущий муж - Эндрю Ллойд Уэббер. Он решил сам написать мюзикл по "Призраку Оперы" и написать партию Кристины специально для Сары Брайтман - танцовщицы и певицы с большим вокальным диапазоном.

Помните, мы говорили, что в основном "Призрак Оперы" благодаря огромному количеству бездарных экранизаций воспринимался в основном как "ужастик"? Уэббер почти попался на это. Он задумывал будущий мюзикл как "ужастиковую" рок-оперу, нечто вроде популярного Rocky Horror Picture Show. Именно в таком стиле был сделан и рекламный клип на основополагающий дуэт, который, по словам Уэббера, "отражал будущий спектакль таким, каким я его видел". Партию Призрака пел рок-певец Стив Харли.

Но, к счастью, Уэббер всегда относился к своим замыслам серьезно. Он решил как следует изучить материал, посмотрел фильм с Лоном Чени и задумался. Потом ему попалась в руки книга Леру... и в результате подход коренным образом изменился. Вместо рока музыка стала базироваться на классических традициях, а вместо ужастика возникло то, чем, собственно, и является исходный роман - романтическая мелодрама.

Музыка

Вообще сначала, решив написать мюзикл в классическом стиле, Уэббер даже не хотел сам писать музыку - он хотел просто взять куски из различных классических опер и написать только "переходы" между ними. Но ему сказали: "Ты что, разве не понимаешь, что это одна из величайших любовных историй в мировой литературе? Ты должен написать музыку сам!" Уэббер внял совету.

Ну и музыку же он написал. Человек, хотя бы немного разбирающийся в музыкальных сценических жанрах, в различных фрагментах спектакля может узнать их все! Тут вам и рок, и классическая "большая" опера, и веселый "зингшпиль", и оперетта, и эстрада, и современная классическая музыка. Причем похоже, что Уэббер своей музыкой прямо говорит: "Вот как надо сочинять-то!" Он использует очень нестандартный, новаторский подход к традиционным музыкально-сценическим жанрам, сплетая их, трансформируя друг в друга, обогащая и изменяя. На самом деле музыкальное новаторство Уэббера имеет здесь глубокий драматический смысл: сам Призрак ведь тоже был новатором в музыке, презирал традиционность, "застойность" классической оперы и трансформировал музыку в соответствии со своими собственными понятиями.

Вокальные требования к исполнителям главных ролей очень высокие. Например, партия Призрака написана для лирического баритона, но поют ее и тенора и баритоны - а как вы думаете, почему? Правильно, потому что, чтобы ее спеть, певец должен обладать голосом, захватывающим оба диапазона. В то же время немаловажна и сила голоса, и очень важна способность голосом передавать эмоции - ведь именно в этом была основа вокального могущества Призрака. Из женских партий самая сложная - партия Карлотты, с колоратурами и сильным напряжением голоса.

Либретто

Что касается либретто, то Уэббер, разобравшись с ситуацией с фильмами, решил голливудских ошибок не повторять. Он задался целью написать либретто, которое было бы настолько близким к оригинальному роману, насколько возможно. Разумеется, поскольку целый роман в двухчасовой спектакль полностью запихнуть нельзя и не нужно, были сделаны определенные изменения в сюжете, но Уэббер и его соавтор либреттист Ричард Стилго тщательно сохранили все идеи романа.

Кое-что, конечно, изменили кардинально. Образ Перса вообще исчез, а Мадам Жири из глупой уборщицы превратилась в мудрую балетмейстершу, которая все-все знает, Призраку помогает, а к Кристине относится как строгая, но заботливая тетка. Кроме того, был придуман суб-сюжет с постановкой оперы "Дон Жуан Торжествующий", неудачной попыткой уничтожить Призрака и его появлением на сцене в его собственной опере. Надо отдать должное Уэбберу и Стилго - эта сюжетная линия написана аккуратно и не нарушает канонизма образов и взаимоотношений главных персонажей.

Когда "костяк" либретто будущего спектакля был написан, потребовалось писать стихи. Стилго поэтом не был, прежний соавтор Уэббера Тим Райс был занят другим, так что Уэббер решил объявить конкурс. Претендентам давали кассеты с музыкой Уэббера и предлагали написать на нее текст. Победил двадцатипятилетний Чарльз Харт, либреттист и музыкант. Именно он написал потрясающие стихотворные тексты, так великолепно созвучные и музыке Уэббера, и роману Леру, полные и откровенной страсти, и скрытого смысла. В двадцать пять лет. Молодец!

Исполнители

Ну, разумеется, с исполнительницей роли Кристины вопросов не возникало - партия писалась для Сары Брайтман, именно Сара Брайтман и стала первой Кристиной. А вот с Призраком было куда сложнее. Когда рок в спектакле заменился на классический стиль, стало ясно, что Стив Харли на эту роль не подходит. Требовался певец совершенно иного плана. В то же время традиционные оперные певцы не годились тоже.

И вот однажды, когда Уэббер привез Сару Брайтман к преподавателю вокала немножко раньше назначенного времени, он услышал из-за стены прекрасный голос, певший итальянскую оперную арию. Композитор немедленно решил, что это именно то, что ему нужно.

Обладателем голоса оказался довольно известный в Великобритании комический актер Майкл Кроуфорд. Дело в том, что Майкл всю жизнь мечтал петь, но уроки классического пения стал брать только в сорокалетнем возрасте! Уэббер посетил финальное представление спектакля "Барнум", где Кроуфорд играл главную роль, потом побеседовал с самим Майклом и вскоре официально объявил, что роль Призрака будет петь Майкл Кроуфорд. Что произвело фурор и вызвало массу недоумения - никто не ожидал от Кроуфорда, знаменитого своими смешными-пресмешными ролями наивных, беспомощных молодых людей, ни сильного вокала, ни глубокого трагизма!

На роль Рауля пригласили американского певца и танцора Стива Бартона, который работал с Джиллиан Линн в "Кошках", а впоследствии прославился еще и в венской постановке мюзикла "Бал Вампиров".

Постановка

О том, как возникла лондонская постановка, наверно, можно горы написать. В подробностях история спектакля изложена в книге Джорджа Перри 'The Complete Phantom of the Opera', которую я уже неоднократно цитировала на сайте.

Ставил мюзикл Харольд Принс (Harold Prince), известнейший режиссер мюзиклов. Дизайнер Мария Бьорнсон продумала оформление до мельчайших деталей, от огромной люстры весом в три четверти тонны (которая действительно падает!) и до тесьмы на костюмах. Хореограф Джиллиан Линн очень серьезно изучала полотна Дега, обратила пристальное внимание на традиции русского классического балета и научила своих балерин танцевальной пластике конца прошлого века.

Облик Призрака был отдельной проблемой. Довольно быстро стало ясно, что придерживаться описания Леру возможности нет. Никаким гримом нельзя так исказить нормальное лицо, чтобы оно стало похоже на то, что описано у Леру (и чего добился в свое время Лон Чени), и чтобы этот человек мог одновременно еще и петь! К тому же маска очень мешает петь. В конце концов Мария Бьорнсон предложила гениальное решение - вертикальную полумаску, так что у Призрака оказалась искажена только одна половина лица; а грим разрабатывал Кристофер Такер, автор грима для фильма "Elephant Man". Наложение грима занимает два часа, полчаса - снятие, а теперь представьте себе, что этим приходится заниматься ежедневно.

В общем, подготовка спектакля заняла всего год, но это был очень напряженный год для всех участников.

Торжество

И вот, наконец, 9 октября 1986 года в лондонском театре 'Her Majesty's' состоялась премьера.

Зрители были потрясены. Могущественная музыка никого не оставила равнодушным, оформление и эффекты были великолепны, люстра падала так, что зрители визжали от ужаса, а что касается Призрака - Кроуфорда - то тут вообще никто не понял: откуда взялся этот невероятный, берущий за душу голос, и откуда в бывшем герое комического сериала такой глубокий, отстраненный трагизм? Да прибавьте сюда великолепную, отточенную пластику, способность выражать свои чувства телом не хуже любого профессионального мима (не забудьте, что почти весь спектакль лицо Призрака закрыто!), нежную беззащитность образа и фантастическую в своей элегантности чувственность. Когда в конце спектакля Кристина уходила с Раулем, зал рыдал.

На следующий день пресса была полна самых восторженных рецензий. Майкл Кроуфорд в один вечер стал мегазвездой. Сара Брайтман очаровала репортеров своей юностью и непосредственностью.

Такого успеха не выпадало на долю еще ни одного мюзикла Уэббера, да и никакого другого. И уж разумеется, ни один из фильмов или спектаклей по "Призраку Оперы" никогда не мог похвастаться и десятой долей такой популярности!

Вот так наконец восторжествовала справедливость. Как ни изобретали, ни "осовременивали" сюжет голливудские умельцы, оказывается, все, что надо было сделать - подобрать подходящую интерпретацию (легко сказать), и старая грустная сказка о любви засияла ярчайшей звездой на культурном небосклоне!

Триумфальное шествие

...Разумеется, ошеломляющий успех английского мюзикла не прошел незамеченным на Бродвее. Не прошло и года, как Уэббер получил предложение перенести постановку в Нью-Йорк. Таким образом, в 1987 году премьерный состав переехал в театр Majestic на Бродвее, и Призрак бросил к своим ногам еще и Америку.

Впоследствии Кроуфорд, Бартон и Дэйл Кристиен, сменившая Сару Брайтман, играли также в постановке "Призрака Оперы" в Лос-Анджелесе, под боком у Голливуда, весело конкурируя по популярности с киноимперией.

Разумеется, уход первого состава вовсе не означал, что спектакль снимали со сцены. Приходили другие исполнители, и все начиналось снова.

Вскоре мюзикл был поставлен в Канаде, Австралии и вообще практически во всех англоязычных странах. Появились и постановки на других языках - немецком (Вена и Гамбург), голландском (Амстердам), шведском (Стокгольм), бельгийском (Антверпен), японском (Киото), испанском (Мехико), всего более чем в 90 городах мира. (А французы, наверно, обидевшись, что Уэббер утащил их сказку, опять не пошевелились.) Везде спектакль имел фантастический успех.

(А мы что спим? Лицензия на постановку стоит несколько десятков миллионов фунтов стерлингов, и это неудивительно - спектакль приносит фантастические прибыли. Так где там наши меценаты-спонсоры, чего зевают такую возможность? Уж конечно, у нас в стране хватит талантов, чтобы осуществить постановку!)

Двойной CD-альбом с записью премьерного состава моментально взлетел на первые строки хит-парадов и со временем стал пятижды платиновым. А основные "хиты" спектакля - заглавный дуэт, "Angel of Music", "Music of the Night" и другие - немедленно оказались "на слуху" во всем мире. (По-моему, Кроуфорда еще ни разу не отпускали с концерта, если он "Music of the Night" не споет. Хотя это, конечно, может быть очередной легендой. :-)

Возникло мощное фэн-движение, стали возникать фэн-клубы, в Интернете появились десятки, сотни, тысячи фэн-страничек, началась волна фэнского творчества. Снова вспыхнул интерес к роману Леру.

Шоу века

В начале 2000 года провели подсчет: какой спектакль/фильм собрал больше всего денег за весь двадцатый век? И как вы думаете, что получилось? Титул "Шоу двадцатого века" получил мюзикл Уэббера "Призрак Оперы", который за 13 с небольшим лет собрал четыре с половиной миллиарда долларов - несравнимо больше, чем "Титаник", "Звездные Войны" или весь сериал о Джеймсе Бонде!

Популярность грустного мюзикла все растет. В наше тревожное время компьютеров, секса и отчуждения все больше людей чувствуют себя неуверенными, ощущают одиночество, заброшенность, неоцененность. Все больше душ ломается под грузом ежедневного напряжения и безразличия окружающих. И людям действительно нужна музыкальная сказка о торжестве любви и истинной красоты. Не зря же иные по 50 раз ходят смотреть спектакль и по 50 раз плачут.

...А в театре 'Her Majesty's' мюзикл идет уже четырнадцать лет. Каждый день. И еще ни разу не было ни одного непроданного билета.


На заглавную страницу

На заглавную страницу

Рассказ продолжается

Рассказ продолжается




Газетные статьи любезно предоставлены Мэри Барбридж (Великобритания)

Фотография Майкла Кроуфорда любезно предоставлена Женевьевой Рафтер-Кедди (США)

Источники информации: Мюзикл Э.Л.Уэббера; George Perry, 'The Complete Phantom of the Opera'; официальный сайт мюзикла; Michael Crawford, 'Parcel Arrived Safely, Tied with String; My Autobiography'; газетные статьи; документальный фильм об А.Л.Уэббере; материалы фэнклубов Майкла Кроуфорда


Парижская Опера
Гастон Леру
Роман Леру
Первый фильм
Другие фильмы
Мюзикл Уэббера
Другие книги
Йестон, Копит
Легенда продолжается