Мюзикл Йестона/Копита и фильм с участием Чарльза Дэнса




Обложка DVD-диска с записью телефильма 1990 года. Чарльз Дэнс в роли Призрака


Хронологически фильм появился раньше мюзикла, поэтому рассказ о нем идет раньше. Все, что сказано по поводу драматургии фильма, относится и к мюзиклу Йестона/Копита.


...А я не верю, что вот такой Эрик мог кого-то убить!


А вот у полиции свое мнение. Эрик и Кристина (Тери Поло) на крыше Оперы, преследуемые Сюрете


Ну что же делать, если полиция окружила со всех сторон!..


Обложка CD "Phantom" Йестона и Копита


Глори Крэмптон

Мюзиклов по "Призраку Оперы" было не один и не два. Но большинство из них если и оставило какой-то след, то слабый или вовсе косвенный. Например, существование мюзикла Кена Хилла стало основой для идеи Э.Л.Уэббера, а мюзикл Лоренса Розена превратился в видеофильм. Тем не менее, есть один мюзикл, который заслуживает отдельного упоминания, хотя, конечно, он не сравнится с мюзиклом Уэббера. Речь идет о мюзикле "Призрак" (Phantom) Маури Йестона и Артура Копита. С этим мюзиклом сюжетно связан известный (не у нас) телефильм с участием Чарльза Дэнса (у них одна и та же драматургическая основа), также по-своему замечательный.

Американский композитор Маури Йестон и драматург Артур Копит задумали свой мюзикл по роману Леру еще до появления мюзикла Уэббера. Обнародованное решение Уэббера было для них страшным ударом, но они решили не терять надежды и ждать. Пока Йестон и Копит ждали, Уэббер выпустил свой мюзикл и завоевал весь мир, но, как сказал впоследствии сам Копит, побывав на спектакле, они поняли, что замысел Уэббера полностью отличается от их планов, так что их час еще может настать. В 1990 году по пьесе Копита был поставлен телевизионный фильм, в котором главную роль сыграл Чарльз Дэнс.

Телефильм 1990 года

Этот фильм был светом в окошке. После огромного количества лент, где Призрак был представлен как какой-то исключительно мрачный тип, вдруг появилась картина, в которой он донельзя лиричен, беззащитен и психологически симпатичен! Народ был в восторге, и фильм с Чарльзом Дэнсом стал для многих любимой киноверсией сюжета.

Правда, классическому сюжету, как уже стало привычно, не повезло. Копит пошел против исторической правды: к моменту действия Парижская Опера у него существовала не шесть-восемь лет, а по меньшей мере несколько десятков. У Эрика есть любящий отец - Жерар Карьер, бывший менеджер Оперы. Его мать, певица и танцовщица Белладова, тоже очень любила своего сына (вот только рано умерла). По замыслу авторов, именно исключительным способностям Эрика в качестве импресарио (работавшего через своего отца) Парижская Опера обязана своим величием. Так что драма отверженности как-то изрядно "смазана". А Кристина... - опять живой портрет матери Эрика.

Сам Эрик производит впечатление настолько обаятельного и безобидного человека, что вообще никакого ощущения опасности не возникает. И, в общем, совершенно непонятно, как такой человек мог убить Жозефа Буке просто за то, что тот увидел его лицо...

Таким образом, Копит впал в противоположную крайность - если раньше напирали на "ужастиковый" аспект, то здесь получилась чистая мелодрама. Но знаете, сколько ни рационализируй о том, что это упрощение и уплощение содержания, такое трепетное отношение авторов фильма к герою не может не вызывать симпатию!

Тем не менее у фильма немало и совершенно объективных достоинств. Это единственный фильм, где съемки, по крайней мере частично, проводились непосредственно в Парижской Опере. Музыка в фильме использовалась только классическая оперная, существовавшая в то время. Замечательна та идея, что зрители за весь фильм вообще не видят лица Эрика. Как многократно отмечали критики, это дает возможность работать человеческой фантазии. Совершенно великолепно сыграна роль Жерара Карьера, отца Эрика. Берт Ланкастер действительно великий актер. А еще это был первый фильм (если не считать одновременно вышедший и не получивший большого резонанса видеофильм с Дэвидом Сталлером), где мы действительно слышим, как Эрик поет. И в финале фильма они с Кристиной совершенно блестяще исполняют финальную сцену из "Фауста", объясняясь таким способом в любви.

Да, Кристина в этом фильме его любит, впрочем, любит она и Филиппа де Шаньи (почему-то вместо Рауля его зовут Филипп) тоже. И гибнет Эрик не от разбитого сердца, а от пули, пущенной его собственным отцом по его собственной просьбе, когда Эрик попадает в окружение полиции - он не хочет оказаться выставленным напоказ. (Вообще-то Эрик из романа Леру через это прошел...) Но в любом случае, в финале фильма глаза у меня все-таки чешутся.


Мюзикл "Phantom"

Успех фильма с Чарльзом Дэнсом во многом обеспечил возможность постановки мюзикла по пьесе Копита. Мюзикл с музыкой и стихами Маури Йестона, названный просто "Призрак", был поставлен на Бродвее в 1991 году. Главную роль пел Ричард Уайт, известный также озвучиванием роли Гастона в диснеевском мультфильме "Красавица и Чудовище", Кристину играла Глори Крэмптон. Имеется запись фрагментов этого спектакля на CD.

Музыка очень хороша, хотя и не сравнится с уэбберовской. У Ричарда Уайта действительно очень красивый голос. Правда, трагические интонации у него не очень получаются. Глори Крэмптон - замечательная Кристина, с легким, свободным колоратурным голосом.

Мюзикл "Призрак" по-прежнему идет на Бродвее и во многих музыкальных театрах мира. Лично я думаю, что своим успехом этот мюзикл во многом обязан уэбберовскому, люди ходят смотреть и сравнивать, но это действительно талантливый спектакль, и он достоин добрых слов.


Ну вот и подошел к концу рассказ об истории легенды. Но сама легенда не закончилась!



На заглавную страницу

На заглавную страницу

Легенда продолжается

Легенда продолжается




Источники информации: Мюзикл М4.Йестона и А.Копита; информационный буклет к CD-диску; фильм "The Phantom of the Opera", 1990 год; сайт "Erik's Dominion"; онлайновые дискуссии.


Парижская Опера
Гастон Леру
Роман Леру
Первый фильм
Другие фильмы
Мюзикл Уэббера
Другие книги
Йестон, Копит
Легенда продолжается