Другие экранизации:
грустная история



Клод Рейнс и Сюзанна Фостер в фильме 1942 года

Клод Рейнс и Сюзанна Фостер в фильме 1942 года

Сразу на мюзикл

Сразу на мюзикл

Бесчестье Голливуда и молчание французов

История переэкранизаций романа Леру длинна и не слишком славна. Я не знаю, по какой причине этот сюжет так полюбили в Голливуде, но факт остается фактом: за три четверти века было отснято не меньше 20 экранизаций! Причем забавно то, что в большинстве случаев провал следовал за провалом, но голливудские (а еще иногда итальянские) киношники с упорством, достойным лучшего применения, снимали очередную бездарную поделку.

Но Голливуд есть Голливуд, тут нечему удивляться.

Можно было бы надеяться на французов. Во Франции, прославившейся в кино своими тонкими, нежными фильмами о любви, пусть не всегда умными, но всегда несущими какой-то загадочный и неповторимый аромат, могли бы сделать прекрасную экранизацию классического французского романа. Но не сделали. Якобы потому, что во Франции этот роман до сих пор под защитой копирайта. Правда, вообще-то копирайт - не повод не экранизировать книгу, экранизируют и "Гарри Поттера", и "Ночной дозор"... Как бы то ни было, французских фильмов нет, и в кинематографе образ Призрака эксплуатировал Голливуд, да еще - в весьма мерзких ракурсах - итальянцы.

Таким образом, остается только вздохнуть и заняться обзором голливудских поделок. Впрочем, обзор этот представляет интерес разве что для полноты представления информации, так что если не хотите читать в подробностях "историю бесчестья" Голливуда - тем лучше. Вас ждет рассказ о мюзикле Уэббера.


Максимилиан Шелл и Джейн Сеймур в фильме 1983 года

Краткая история этого самого бесчестья

Как это ни смешно, история появления первого римейка "Призрака Оперы" служит иллюстрацией поговорки "Хотели как лучше - получилось как всегда." Научившись как следует работать с цветом и звуком, голливудские кинематографисты решили снять эффектный цветной музыкальный фильм по классическому сюжету. Вот только ни Лона Чени, ни Руперта Джулиана у них больше не было, а "очумелые ручки" так и тянулись переписать классику, сделать ее "доступнее". В результате драма обездоленного гения превратилась в какой-то малоосмысленный пир цвета и звука, в котором история Призрака как-то потерялась. Фильм, впрочем, имел успех, что и вдохновило кинематографистов на дальнейшее "развитие темы".

Последующие "переэкранизации" оставили весьма малый след в истории кинематографа, потому что создатели фильмов прискорбно наступали на одни и те же грабли. Везде главный герой оказывался несправедливо обойденным музыкантом, который в попытках восстановить справедливость кого-нибудь убивал, в процессе этого на него обрушивалась стена, выливалась кислота или что-нибудь еще, после чего он благополучно прятался в подвале, а киношники начинали заниматься эксплуатацией ситуации.

Обзор голливудских фильмов

Обзор голливудских фильмов (если вы туда еще хотите)

Хотя среди этих фильмов традиционно преобладали "ужастики", но были и версии прочих жанров: драмы, современные пересказы, рок-опера, молодежный фильм и несколько комедий. Все эти коммерческие поделки держались какое-то время на экранах и благополучно отправлялись в архив. В результате исходный сюжет почти окончательно забылся, а название "Призрак Оперы" стало твердо ассоциироваться с "ужастиками" - наверно, просто потому, что из всей этой белиберды разве что ужастики могли хоть чем-то запомниться зрителям.



Э.Л.Уэббер

Свет в конце тоннеля

В общем, казалось, что "Призраку Оперы" уготована весьма грустная судьба - служить основой для бесконечных малоинтересных фильмов (и нескольких спектаклей, которые и вовсе прошли незамеченными). Но тут пришел Эндрю Ллойд Уэббер, и, как всегда, все переделал по-своему. Классический сюжет впервые после 1925 года обрел достойное воплощение, да такое, какое никому и присниться не могло - и вместе с ним новую жизнь и любовь тысяч людей.



На заглавную страницу

На заглавную страницу

Рассказ продолжается

Рассказ продолжается




Источники информации: George Perry, The Complete Phantom of the Opera; cайт "Phantom of the Opera Nexus"; сайт "Erik's Dominion"


Парижская Опера
Гастон Леру
Роман Леру
Первый фильм
Другие фильмы
Мюзикл Уэббера
Другие книги
Йестон, Копит
Легенда продолжается